После стольких месяцев падения акций авиаперевозчиков интерес к сектору стабильно высокий. Но, по мнению экспертов Московского кредитного банка, инвестирование в акции авиакомпаний и фонды, например, в ETF JETS, сопряжено с большим количеством факторов риска.
Обзор фонда JETS ETF
The United States Global Jets — единственный фонд на акции авиакомпаний, представленный на рынке. Паи ETF торгуются по цене 25-30 долларов за 1 шт.
Структура и состав
Фонд JETS отраслевой, т. е. содержит ценные бумаги эмитентов только одного сектора экономики (в данном случае — авиаперевозчиков, производителей самолетов, логистических и компаний, обслуживающих аэропорты).
Топ-10 эмитентов по весу в портфеле:
- Southwest Airlines Co., крупнейший лоукостер по количеству пассажиров — 10,92%.
- American Airlines Group Inc., самая большая в мире компания по количеству пассажиро-километров, размеру флота, доходу, числу обслуживаемых направлений — 10,54%.
- Delta Air Lines Inc., первый авиаперевозчик, связавший все континенты мира, кроме Антарктиды — 10,06%.
- United Airlines Holdings Inc., американская авиакомпания, которая создала одну из первых бонусных программ, действующую до сих пор — 9,57%.
- Allegiant Travel Co., бюджетный авиаперевозчик — 4,99%.
- Spirit Airlines Inc., лоукостер, совершающий рейсы по Южной и Северной Америке — 4,86%.
- Alaska Air Group Inc., холдинг, владеющий региональным перевозчиком Horizon Air и магистральной Alaska Airlines — 4,53%.
- JetBlue Airways Corp., американский лоукостер, единственная в стране четырехзвездочная авиакомпания — 4,25%.
- Skywest Inc., холдинг, владеющий американской региональной авиакомпанией и предоставляющий услуги авиационного лизинга — 3,43%.
- Air Canada, крупнейшая канадская авиакомпания, осуществляющая пассажирские и грузоперевозки по более чем 200 направлениям по всему миру — 3,31%.
ETF ориентирован на американский рынок. Первая десятка крупнейших по весу в портфеле эмитентов — 56,6% состава фонда. При этом в топ-10 только одна компания не является американской.
Стратегия
Фонд отслеживает динамику котировок американского индекса Global Jets. Управление активное. Провайдер приобретает акции из состава портфеля бенчмарка в тех же пропорциях, дивиденды реинвестирует.
Динамика котировок
По графику ETF JETS можно отслеживать выход новостей, которые касаются введения или послабления ограничений на авиаперевозки, и изменение ожиданий крупных инвесторов.
После резкого падения в середине февраля — начале марта 2020 г. рынок не восстановился до сих пор. Но восходящий тренд четко отслеживается.
Лето 2021 г. — оптимальное время для входа на рынок. Акции авиаперевозчиков и других компаний сферы еще не выросли до полной цены, но все еще представляют интерес для долгосрочных инвесторов.
Основные условия и анализ работы
Фонд открытый, т. е. покупать и продавать акции в рабочее время биржи можно без ограничений. Минимальная инвестиция соответствует одному паю. В денежном выражении это 23,98 доллара, или 1785 руб. (по состоянию на 10 июля 2021 г.).
Комиссия составляет 0,6%. Высокие расходы связаны с активной стратегией управления ETF. Еще один фактор ценообразования — отсутствие прямых конкурентов. Это позволяет оценить стоимость услуг управляющей компании выше рынка.
Дополнительные расходы инвестора включают:
- комиссию за каждую сделку на бирже (% от суммы операции);
- плату за обслуживание счета (фиксированная сумма, взимается при выполнении или невыполнении условий брокера по обороту, минимальному остатку, количеству сделок);
- дисконт на акцию (паи можно приобрести только по цене выше рыночной, а погасить — со скидкой).
Как приобрести JETS ETF
Паи фонда The United States Global Jets можно приобрести на Нью-Йоркской NYSE Arca. Российским розничным инвесторам торги на зарубежных биржах недоступны. Небольшое количество европейских и американских ETF обращается на Санкт-Петербургской бирже, но JETS среди них нет.
Единственный способ купить паи The U.S. Global Jets — самостоятельно открыть счет у зарубежного брокера.
С россиянами удаленно работают такие компании:
- Saxo Bank:
- Interactive Brokers;
- Just2Trade;
- EXANTE.
При выборе брокера нужно обратить внимание на следующие параметры:
- юрисдикцию, членство в торговых системах;
- наличие страхового покрытия счета;
- выбор финансовых инструментов и площадок для торговли;
- наличие поддержки (желательно русскоязычной), возможности получать консультации по вопросам налогообложения;
- дополнительные сервисы: обучение, демосчет и др.;
- требования к минимальному размеру депозита (например, чтобы открыть счет в Saxo Bank, нужно располагать суммой от 10 000 долларов);
- комиссии за операции и сопровождение счета;
- отзывы о работе брокера.
Стоит ли покупать
Пассажирские авиаперевозки — одна из сфер, наиболее сильно пострадавших от пандемии COVID-19. Многие страны мира ограничили или совсем прекратили авиасообщение. Согласно статистике Росавиации, с января по август 2020 г. пассажирооборот сократился на 52,7% по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. Сильнее всего коронакризис ударил по авиакомпаниям, которые связаны с туристическими перевозками.
Рынок гражданской авиации к середине лета 2021 г. начинает восстанавливаться. Еще 3 июня 2021 г. Международная ассоциация воздушного транспорта опубликовала отчет, из которого следует, что количество рейсов с 21 апреля по 27 мая увеличилось на 30%.
Акции крупнейших авиаперевозчиков начинают расти после коронакризиса, но у инвесторов все еще есть возможность приобрести ценные бумаги по оптимальной цене. Со временем спрос на авиаперелеты будет полностью восстановлен. Это позволит инвесторам закрыть позиции с выгодой в несколько десятков процентов.
Преимущества и недостатки
Инвестирование в JETS ETF имеет такие преимущества:
- возможность получить высокую доходность при восстановлении рынка пассажирских перевозок (не является инвестиционной рекомендацией);
- надежная управляющая компания;
- точное отслеживание индекса;
- профессиональное управление;
- реинвестирование дивидендов;
- возможность поэтапного инвестирования (формировать портфель можно постепенно);
- средняя или низкая чувствительность к колебаниям на рынке.
Недостатки следующие:
- высокая комиссия управляющей компании;
- ограниченное раскрытие информации о составе;
- сложность приобретения паев (для российского инвестора);
- небольшая диверсификация (распределение активов по странам практически отсутствует);
- необходимость самостоятельно подавать декларацию и платить налоги в ФНС;
- вероятность двойного налогообложения (чтобы этого избежать, нужно подписать форму W-8BEN; подробности можно узнать у своего брокера за рубежом или у налогового консультанта в России).
Перспективы
Согласно опросу Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), более 40% пассажиров из стран Европы планируют совершить свой первый полет не ранее, чем через 6 месяцев после открытия границ.
По прогнозам, сначала восстановится внутренний рынок, а только потом — международные авиаперевозки.
Соразмерно с ростом пассажиропотока будут дорожать акции компаний гражданской авиации. До взятия под контроль пандемии коронавируса инвестирование в JETS ETF выглядит хорошей идеей.
Сравнение с конкурентами
JETS — единственный фонд на акции авиаперевозчиков. Поэтому инвесторам можно порекомендовать только вложить деньги в отдельные бумаги авиаперевозчиков.
Хорошая идея — инвестиции в акции компаний из других сфер, которые могут показать высокую доходность после победы над COVID-19:
- туризм (отели, сервисы бронирования): Trivago, Booking, TripAdvisor;
- офлайн-кинотеатры и другие развлечения: IMAX, Disney, AMC Entertainment Holdings, Cinemark;
- рестораны и общепит: Domino’s Pizza, McDonald’s, BJ’s Restaurants, Starbucks, Dunkin Brands, Red Robin Gourmet Burgers, Papa John’s International;
- нефтесервисные компании: Schlumberger, Maersk Drilling, Baker Hughes, Halliburton.
Фонды, ориентированных на транспортную отрасль:
- iShares Transportation Average. Фонд копирует динамику транспортного индекса Доу-Джонса.
- SPDR S&P Transportation. ETF c высокой долей акций авиаперевозчиков, компаний, обслуживающих аэропорты, занимающихся производством самолетов.
Отзывы специалистов
Евгений Миронюк, аналитик инвестиционной компании «Фридом Финанс»
Крупнейшие авиаперевозчики мира концентрируют усилия на внутренних рынках. Поэтому инвестирование в небольшие компании выгоднее, чем в акции крупных игроков. Но портфель ETF сбалансирован. В текущей ситуации это станет фактором, сдерживающим доход. Инвестор получит «среднюю» прибыль: резкий рост региональной компании уравновесится незначительным улучшением дел у перевозчика, обслуживающего большое число международных направлений.
Lorena Ruibal, журналист ленты новостей Dow Jones
Возможно, инвестиции в авиакомпании всегда были не очень-то доходной идеей. Авиаперевозки — это низкомаржинальный и недифференцированный бизнес. А после падения пассажиропотока рынку, по мнению некоторых аналитиков, необходимо не менее 3-5 лет, чтобы восстановиться до значений начала 2020 г.