Когда будет IPO Ozon

Инвесторы начали интересоваться, во сколько IPO Ozon, как только компания объявила дату размещения акций, ведь это событие — возможность заработать на растущем российском рынке e-commerce. Компания оправдала ожидания — в первый день торгов стоимость бумаг выросла на 30%.

История компании Ozon

История компании
Площадка является одним из популярнейших продавцов.

«Озон» стал пионером российского сегмента e-commerce, заняв свою нишу еще в 1998 г. Сейчас на площадке представлено более 6 млн наименований. Коронакризис 2020 г. повлиял на маркетплейс положительно: российские покупатели массово перешли в онлайн. Вслед за ними на платформе появились Decathlon, «М.Видео» и другие федеральные торговые сети, международные бренды.

На чем зарабатывает «Озон»

Ozon следует простой бизнес-модели: продавцы проходят регистрацию и создают карточки товаров, покупатели могут просматривать предложения и отправлять заявки. Маркетплейс зарабатывает на комиссии с продажи и на доставке. «Озон» оказывает дополнительные услуги:

  • логистика;
  • аренда складов;
  • маркетинговая поддержка;
  • курьерская доставка;
  • сопровождение возврата товара.

Также компания получает прибыль от онлайн-сервиса для брони билетов, получения страховых полисов, организации командировок и групповых туристических поездок OZON.Travel, а также наибольшей в России интернет-библиотеки «ЛитРес».

Финансовые показатели Ozon

До IPO компания не являлась публичной и не обязана была публиковать показатели. Но эти данные раскрывались в отчетности АФК «Система», являющейся крупнейшим акционером «Озона» (43%). В разделе «Инвестиции» есть таблица с результатами деятельности предприятий группы, в том числе данные по Ozon.

Финансовые показатели
Магазин занимается продажей товаров по многим направлениям.

Динамика за 5 лет

Из отчетности АФК «Система» следует, что «Озон» — растущий бизнес. По итогам 2016 и 2017 гг. рост составлял 7%, в 2018 г. активы увеличились на 57%, в 2019 г. — на 92%. Выручки за тот же период тоже увеличивалась быстрыми темпами. Показатели подтверждаются данными, которые публикует «Озон». Однако, несмотря на рост показателей, компания остается убыточной.

Подготовка к IPO

Впервые компания открыто показала финансовую отчетность при подготовке к IPO. Выручка Ozon в 2020 г. составила 66,59 млрд в национальной валюте. Оборот — 121,56 млрд руб. (рост 142% по отношению к предыдущему периоду). Операционные расходы составили 78,4 млрд в национальной валюте. После IPO компания будет регулярно указывать важные для инвесторов данные в отчетах.

Торговые и прочие показатели

По результатам деятельности в январе-сентябре 2020 г. были зафиксированы такие финансовые, торговые и прочие показатели:

  • выручка — 66,59 млрд руб.;
  • операционные расходы — 78,4 млрд руб.;
  • убыток — 12,85 млрд руб.;
  • оборот (не учитывая OZON.Travel) — 121,56 млрд руб.;
  • количество покупателей — 11,4 млн человек (годом ранее — 6,6 млн);
  • число продавцов — 18,1 тыс.;
  • объем заказов — 44,3 млн (на 130% больше, чем в предыдущем периоде);
  • средства на балансе — 5,12 млрд руб.;
  • займы — 10,65 млрд руб.;
  • численность сотрудников — 13,4 тыс. человек.

Основные акционеры Ozon

Владельцами «Озона» являются АФК «Система» и группа Baring Vostok, которым принадлежат по 43% акций. «Система» — это российская инвестиционная компания, которая выводит на биржу интересные активы. Помимо «Озона», АФК владеет федеральной сетью лечебно-профилактических учреждений «Медси», аграрной компанией «Степь», промышленным холдингом Segezha Group.

Основные акционеры
Портфель компании обширен.

Фонд Baring Vostok инвестирует в разные отрасли промышленности, включая сырьевой сектор, потребительские товары, телекоммуникации и финансовые услуги. Недавно компания впервые за последние 4 года запустила новый проект, ориентированный на технологии, медиа и телеком. Объем фонда составляет не менее 200 млн долларов.

В проспекте, подготовленном для IPO, компания Ozon уточнила предельные пакеты акций для владельцев:

  • «Система» — 45,2% (66,57 млн руб.);
  • Baring Vostok — 45,1% (66,45 млн руб.);
  • венчурный фонд Index Ventures — 6% (8,44 млн руб.);
  • инвестиционная компания Princeville Global — 5,6% (8,39 млн руб.).

Генеральный директор Ozon получит 1,8% акций, если реализует все свои опционы. Всего топ-менеджеры получили 7,8% акций.

Чего ожидают инвесторы от «Озона»

Компания убыточная, поэтому инвесторы опасались делать прогнозы. Но согласно общему мнению экспертов рынка, момент для IPO выбран правильно:

  1. Технологические платформы переживают волну популярности, их акции растут быстрее рынка.
  2. После массового локдауна укрепилась привычка делать покупки в интернете, оплачивать товары онлайн или бесконтактным способом. В условиях изменяющегося рынка сложно спрогнозировать, какие бренды окажутся в лидерах.

С учетом указанных выше особенностей, инвесторы относят покупку акций Ozon к высокорисковым предприятиям.

Когда и во сколько был IPO Ozon

Когда был
Все сведения о торгах можно увидеть на сайтах бирж.

IPO состоялось на Нью-Йоркской бирже NASDAQ и Мосбирже 24 ноября 2021 г. На MOEX торги открылись в 18:30, незадолго до окончания основной сессии, но раньше, чем на других площадках. Уже к началу вечерней сессии цена прибавила 40% к первоначальной. Торги на NASDAQ и Санкт-Петербургской бирже начались в 21:00 по Москве.

Как участвовать в IPO

Чаще всего на IPO удается купить акции только банкам и крупным инвестиционным фондам. Но иногда такую возможность получают и частные инвесторы.

Через покупку акций

Инвестор может приобрести бумаги в день размещения или заранее — на этапе pre-IPO. Но доступа на Московскую и Санкт-Петербургскую биржи физические лица не имеют, действовать приходится через посредника.

Через покупку доли

Чтобы снизить риски, связанные с инвестированием в акции при первичном размещении на бирже, можно вложиться в фонд. Портфели бумаг компаний, вышедших на IPO, эксперты собирают так, чтобы обеспечить высокую доходность при минимальных рисках.

Через брокера

Инвестор не может самостоятельно купить ценные бумаги, для совершения сделки ему нужно открыть брокерский счет. Это можно сделать онлайн за 10 минут. После пополнения счета акции станут доступны к покупке через «Личный кабинет» на сайте брокера или мобильное приложение.

Некоторые брокеры дают своим клиентам возможность поучаствовать в pre-IPO. Для этого нужно оставить заявку на приобретение акций компании за несколько недель или дней до размещения (в случае с «Озоном» это был период с 18 по 24 ноября).

Преимущества вложений в «Озон»

Преимущества
Компания является лауреатом многих престижных премий.

В разделе Our Strengths проспекта, подготовленного Ozon к публичному размещению на фондовой бирже, перечислены сильные стороны бизнеса, которые будут способствовать росту котировок, что принесет прибыль инвесторам:

  1. Лояльность покупателей. Показатель удержания вырос с 28% в 2015 г. до 45% — в 2019. Увеличивается и ежегодная частота заказов.
  2. Сильная технологическая составляющая бизнеса, хорошая логистика. Почти половина (40%) жителей России получают свои заказы уже на следующий день. Наибольший рост продаж зафиксирован в регионах, где «Озон» усовершенствовал доставку.
  3. Узнаваемый бренд. Это способствует росту числа покупателей, повышает лояльность и привлекает больше продавцов.

В пользу «Озона» играет и то, что согласно прогнозу Data Insight, с 2019 по 2024 гг. российский e-commerce будет расти с 1,7 до 7,2 трлн руб. Средние темпы прироста составят 33,2% в год. Ozon в этом процессе отводится ключевая позиция, т.к. бренд входит в тройку крупнейших российских интернет-магазинов.

Риски для инвесторов IPO Ozon

По правилам биржи NASDAQ, компания, планирующая публичное размещение, обязана предупредить инвесторов обо всех возможных рисках. Изложение слабых сторон бизнеса Ozon занимает 44 страницы, всего приводится 84 пункта. Некоторые из обозначенных рисков (исключая общие для фондового рынка и интернет-экономики):

  1. Компания убыточная, что отражается в финансовых отчетах. Полученные деньги «Озон» вкладывает в развитие IT, логистики, запуск новых сервисов. Улучшение ситуации в ближайшее время не планируется.
  2. Рынок активно развивается, становится все больше конкурентов — как онлайн-магазинов, так и офлайн-ритейлеров. Из-за конкуренции может потребоваться увеличить расходы, чтобы поддерживать низкие цены, а это негативно повлияет на финансовые результаты.
  3. Конфликт со «Сбербанком». В 2020 г. Ozon разорвал соглашение с банком, что стало причиной судебных разбирательств. «Сбербанк» требует выплату неустойки (1 млрд руб.), а руководство маркетплейса считает, что все обязательства выполнены. Если сторонам не удастся договориться, возможны дополнительные расходы. По мере развития бизнеса количество претензий может увеличиваться.
  4. Инвесторы не получат дивидендов, какой-либо доход (кроме продажи акций) невозможен. Всю прибыль компания планирует инвестировать в развитие.
  5. Существует проблема нехватки IT-специалистов и топ-менеджеров. Конкуренция за квалифицированных кандидатов слишком большая, а на обучение новичков нужно много ресурсов.
  6. При изменении законодательства, касающегося индивидуальных предпринимателей и самозанятых, есть угроза дополнительных налогов, штрафов. Сейчас при расчете с контрагентами (например, курьерами) «Озон» освобождается от уплаты НДФЛ и страховых взносов.

Для Ozon существуют и другие риски, связанные с ведением бизнеса в России: нестабильность, опасность международных санкций, возможность экономических кризисов, высокие ставки по кредитам.

Monest