Функции маркетмейкера на бирже

Фондовый рынок – сложный механизм, в котором присутствуют свои участники, действуют некоторые правила, протекают связанные между собой процессы. Есть здесь и маркетмейкеры. Они работают скрыто, трейдеры несколько преувеличивают их возможности влияния на сферу инвестирования. Зная, каковы функции маркет-мейкера в работе ETF, инвестор может решать, стоит ли взаимодействовать с этим участником рынка.

Значение термина «маркетмейкер»

Значение термина
Крупные финансовые организации могут выступать в роли маркетмейкеров.

Так называют юридическое лицо (банк или брокерскую организацию), заключающее с биржей договор о стабилизации цен на акции, фьючерсы и другие активы. С отдельным маркетмейкером может составляться свое соглашение, например, на простые или привилегированные бумаги. Разграничения могут существовать и в пределах сессии. Например, обязанностью маркетмейкера становится поддержание ликвидности некоторых финансовых инструментов в рамках оговоренного спреда.

Функции маркетмейкера

Новички считают подобные компании «акулами» рынка. Однако главной задачей маркетмейкеров (ММ) считается сохранение ликвидности финансовых активов и возможности участия в торгах для инвесторов с небольшими капиталами. Компании помогают закрывать сделки по приемлемой цене в короткие временные интервалы.

Основными функциями ММ являются:

  • удержание котировок в установленном диапазоне;
  • повышение ликвидности в случае необходимости;
  • профилактика ценовых разрывов.

Для решения поставленных задач маркетмейкеры исполняют контрактные обязательства: заключают сделки купли-продажи ценных бумаг, валюты или фьючерсов, составляют прогнозы, регулируют количество лотов для поддержания ликвидности.

По выполняемым действиям ММ делятся на следующие типы:

  • ордер-мекеры (формируют прогнозы для тех или иных видов бумаг, отслеживая изменения в состоянии рынка);
  • ордер-тейкеры (работают по поручению клиента, выполняют роль посредника).

Нюансы деятельности маркетмейкера

Работа рассматриваемых компаний имеет следующие особенности:

  1. Маркетмейкеры постоянно рискуют деньгами трейдеров. Инвестор при совершении операций ориентируется на историю котировок. Торговцы исследуют результаты технического анализа, волновые формации, графические фигуры. История котировок с большой вероятностью не повторится никогда. Поэтому ММ не обращает внимания на фигуры или индикаторы.
  2. Маркетмейкеры выполняют вертикальный анализ, смотря в стакан. Так посредники получают полную информацию о заключенных сделках.
  3. Маркетмейкер входит в рынок с большим торговым объемом. Это позволяет подводить стоимость к требуемым уровням. Стоп-приказы срабатывают, сделки открываются. ММ ориентируется по обстоятельствам. Он может отбросить стоимость к первоначальным значениям или вызвать большее ее колебание. ММ обыгрывает часть участников рынка, после чего с помощью трейдера отбирает прибыль у других инвесторов.

На чем зарабатывает маркетмейкер

На чем зарабатывает маркетмейкер
Прибыль складывается из различных составляющих.

ММ получают доступ к группе заявок, содержащих данные об операциях купли-продажи, отложенных сделках, стоп-сигналах, тейк-профитах. Они оценивают тенденции рынка, надежность и доходность акций, выводы мелких дилеров. После сбора предложений заключается сделка, выгодная для каждой стороны. При отсутствии на бирже нужного участника торгов маркетмейкер выполняет его роль.

Компания зарабатывает на:

  • биржевых выплатах;
  • спреде от исполнения клиентских заявок;
  • инвестировании;
  • спекуляции.

Договорные биржевые выплаты – главная часть дохода ММ, поскольку его целью является поддержание ликвидности рынка. Вероятность обратных операций на «Форексе» высока, поэтому здесь можно зарабатывать на спреде.

Нужны или нет: последствия отсутствия

Отказ от услуг ММ приводит к не самым приятным для других участников рынка последствиям:

  • длительному простою в ожидании выгодной сделки;
  • увеличению переплаты за выбранный актив;
  • потере большего количества денег при резком падении цен.

Долгое ожидание обратной сделки

Если посредников нет, инвестор напрямую общается с таким же участниками фондов. Один трейдер должен желать приобрести бумаги нужного объема, другой – хотеть продать то же количество активов. На рынке с низкой ликвидностью подобное развитие событий становится проблемой. Трейдерам приходится ожидать выгодных сделок неделями или месяцами.

Переплата

Проблемы у трейдеров возникают и при резком повышении цен на выбранные активы. Например, акции X начинают быстро расти. В таком случае количество покупателей многократно превосходит число продавцов. Купить бумагу на выгодных условиях не получится. Действующие владельцы устанавливают слишком высокие расценки. Сделка становится крайне невыгодной для покупателя.

Удвоенная потеря средств при снижении стоимости активов

Иногда цена резко разворачивается и начинает падать. Покупатели стремятся распродать акции, на некоторое время спрос и предложение выравниваются. На этом этапе трейдер может приобрести бумагу при справедливой стоимости. Однако котировки продолжают стремительно снижаться. Продать акцию можно только по минимальной стоимости. Трейдер несет большие убытки. Котировки достигают небывало маленьких значений, актив дешевеет. После этого начинается рост, цикл возобновляется.

Примеры маркетмейкеров

примеры маркетмейкеров
Наиболее известными компаниями являются крупные банки разных стран.

Роль ММ могут выполнять любые организации, наделенные соответствующими полномочиями.

В России

На фондовом рынке нашей страны маркетмейкерами становятся организации, получившие разрешительные документы. Согласно статистике, на Московской бирже более 1000 таких посредников. Это значение сравнимо с количеством видов облигаций и акций, большая часть которых считается неликвидной. Маркетмейкеры делают спред по российским ценным бумагам достаточно узким. Ликвидность отечественного валютного рынка поддерживается Росбанком и Юникредитом.

В мире

На зарубежном фондовом рынке маркетмейкерами являются крупные банки, сотрудничающие с компаниями меньшего уровня. Цепочка доходит до небольших бирж, где можно открыть депозит на любую сумму. Схема работы несколько отличается от таковой в России. Список ЕТФ с фиксированными ценами на бумаги отсутствует. Может показаться, что ММ здесь лишен выплат. Однако посредник зарабатывает на обратных сделках. Доход со спреда считается основным.

В список крупных ММ входят:

  • Bank of America;
  • Deutsche Bank;
  • Goldman Sachs;
  • HSBC;
  • Citi;
  • UBS;
  • Royal Bank of Scotland;
  • Morgan Stanley;
  • Barclays Capital;
  • JP Morgan.

Суточные обороты этих крупных банков достигают десятков миллиардов долларов. Главные валютные пары должны иметь незначительный спред, вплоть до тысячных долей процента. Самым ликвидными считаются доллар и евро.

Monest