Метафора – одно из средств создания выразительности, часто встречающееся в речи большей части людей. С ее помощью можно точнее передать мысль, четче показать собеседнику, слушателю особенности предмета либо ситуации, при этом сохраняя краткость.
Что такое «метафора» простыми словами
Слово либо выражение, использующееся в переносном значении на основе схожести отдельных характеристик 2 объектов либо явлений, называется метафорой. Термин имеет греческое происхождение, переводится как «перенос», что указывает на сущность языкового явления.
Особенности метафоры
Особенность метафорических оборотов состоит в том, что прямо обозначается лишь 1 из предметов, которые сравнивают. Читатель или слушатель сам должен осознать, о чем идет речь.
При этом понимание не должно быть сильно затруднено, иначе смысл литературного текста не будет восприниматься. Выбор объектов во многом зависит от индивидуального восприятия окружающего мира человеком.
Часто ли метафоры используются в повседневной речи
Люди регулярно используют метафорические формы сравнения в речи. Например, «мудрое решение» или «безмолвная улица». Нередко человек даже не задумывается, что воспользовался переносом значения, настолько обороты стали привычными.
Чем отличается метафора от сравнения, гиперболы, эпитета и олицетворения
В сравнении оба предмета указаны прямо. Вам не придется догадываться, что скрыто за использованным собеседником образом. Метафора называет лишь тот объект, с которым сопоставляют.
Эпитет представляет собой образное определение. Это прилагательное, которое не только называет некоторый признак предмета, но и выражает эмоциональное отношение рассказчика к объекту. При этом сравнение как явное, так и скрытое, отсутствует.
Гиперболой называют преувеличение. Некоторый признак, которым предмет обладает, усиливают. Например, «сто лет не встречались». Сравнение при этом не предполагается.
Олицетворение представляет собой оживление некоторого неодушевленного предмета. Объект при этом не сравнивают с другими. Ему приписывают те свойства, которых он на деле не имеет.
Виды метафор с примерами
Выделяют несколько главных разновидностей.
Номинативная
Одно дескриптивное значение заменяется иным. Способствует возникновению омонимов. У предмета появляется новое название. Например, ножку стола именуют лапой. Или шланг от пылесоса сравнивают с хоботом.
Когнитивная
Объясняют абстрактные понятия с помощью более точных, доступных образов. К этой группе можно отнести выражение «полет мысли» либо «ход времени».
Образная
Помогает создать яркую художественную картинку. Сравнение основывается на контрасте. Например, «ледяной взгляд» или «осиная талия».
Концептуальная
Когнитивный механизм, в основе которого лежит установление связей между структурами, связанными с разными областями знаний, науки. Принадлежит не только к языковой сфере, но может выражаться и другими, невербальными способами. Например, через музыку, живопись или жесты.
Примеры использования метафор в разных сферах
Метафоры применяются в разных областях. Чаще всего их можно встретить в творчестве. Причем, в различных направлениях.
В литературе: в прозе и стихотворениях
Чаще обороты используются в поэзии. Чтобы создать рифму, красивое описание и одновременно передать смысл, автору приходится применять средства выразительности, сравнивать объекты с другими.
Особенно любил метафоры Сергей Есенин.
Описывая природу, он регулярно использовал данный прием. В прозе встретить выразительные обороты тоже возможно.
В киноиндустрии
Режиссеры любят придумывать громкие, говорящие названия, чтобы привлечь внимание зрителей. Человек при этом сразу понимает, что его ждет. Например, название «Горячие головы» предсказывает авантюры, приключения, динамичный фильм.
«Человек дождя» раскрывает характер героя как странный, непонятный обществу, загадочный. «Муравьи в штанах» ассоциируются с сексом, пошлым юмором и молодежью.
В рекламе
Рекламные слоганы часто строятся с использованием метафор. Сложившийся образ подчеркивают, усиливая ассоциации, возникающие у человека при мысли о продукте, товаре.
Например:
- «Магия кофе» в рекламе кофеварок De Longi;
- «Территория низких цен» в магазинах сети «Эльдорадо»;
- «Город в твоих руках» для автомобилей Ford;
- «Новый сливочный поцелуй» в ролике, посвященном растворимому кофе Nescafe 3 в 1.
Широко используется прием и в социальной рекламе. Например, постер с изображением надетого на шампур мусора и слоганом «Природа это не переварит!» заставляет задуматься о необходимости убираться за собой после отдыха на свежем воздухе, беречь окружающую среду.
Как определить метафору
Чтобы понять, определить, есть ли в прочитанном тексте метафора, следуйте алгоритму:
- Проанализируйте смысл прочитанного. Отметьте, есть ли там предметы, которые сравнивают между собой.
- Поищите слова или словосочетания, которые были использованы не в прямом значении. Попробуйте заменить их синонимичными выражениями.
- Исследуйте структуру предложения. Метафоры чаще обнаруживаются в словосочетаниях, чем в отдельных словах.
- Не игнорируйте стилистику текста. В художественных произведениях обороты могут быть более развернутыми, длинными.
Чтобы проще обнаруживать выразительные средства, практикуйтесь в их поиске регулярно.