В экономической сфере понятие конгломерата используют для обозначения объединения фирм, компаний из разных отраслей. Сложные формирования в предпринимательской деятельности чаще встречаются на развивающихся рынках и в многопрофильных подразделениях. Необходимо учитывать, что такое понятие многоплановое и используется в т.ч. в геологии, медицине, описании общественных процессов.
Понятие конгломерата в экономике простыми словами
Конгломерат – это форма интеграции подразделений большой, многоотраслевой компании, которая состоит из нескольких бизнес-подразделений, работающих в разных отраслях в рамках единой корпоративной группы.
Холдинг часто имеет головное подразделение, которое контролирует работу дочерних предприятий.
Они могут быть юридически самостоятельными, однако стратегически и финансово зависимыми от материнской компании. Холдинг состоит из фабрик, заводов и фирм без производственной общности.
Конгломераты могут объединять фирмы в пределах одной страны либо в масштабах нескольких государств (транснациональные концерны).
В вертикальных концернах большое количество предприятий задействуются в общем производственном цикле под единым руководством на разных этапах (от добычи, закупки сырья до реализации готовой продукции потребителю).
Так в компании ЛУКОЙЛ объединены в цепочку технологические этапы разведки месторождений газа, нефти, добычи сырья, транспортировки, переработки, продажи его в розницу или оптовым покупателям.
В концернах горизонтального типа объединяются подразделения, занимающиеся изготовлением продукции одинакового ассортимента, однако для разных категорий покупателей. Сформировались и смешанного типа структуры холдингов.
Суть и цели создания конгломерата
Конгломераты образуются посредством поглощения крупной компанией небольших фирм разной отраслевой направленности либо слияния равноценных подразделений.
Стандартно включаемые объекты не имеют производственных мощностей и связаны между собой общими звеньями (сбытовыми, маркетинговыми).
Поэтому возможны расширение видов экономической деятельности, повышение прибыльности за счет обустройства, например, гостиницы, отеля, пункта проката снаряжения и пр.
Главные цели образования конгломератов:
- расширение экономической сферы влияния;
- достижение больших прибылей;
- получение доступа к новым ресурсам и технологиям;
- возможность снижения затрат, повышения стоимости реализации;
- качественное прогнозирование изменений в конъюнктуре рынка;
- повышение имиджа руководства холдинга;
- стремление руководителей увеличить прибыльность и т.д.
Характерные черты и особенности конгломерата
Характеристики конгломератов:
- отличаются децентрализованным управлением;
- чаще формируются на развивающихся рынках;
- включают компании на территории одного государства и транснациональные концерны;
- не имеют единого технологического единства с основной фирмой;
- в качестве механизмов управления используют финансово-экономические методы.
Кроме того:
- Объединенные предприятия хозяйственно и юридически самостоятельны.
- Финансирование подразделений производится под руководством головной фирмы.
- В систему корпорации входят отдельное финансовое звено и инвестиционные компании.
Плюсы и минусы конгломератов
Преимущества крупных корпораций:
- диверсификация рисков;
- широкий доступ к сырьевым, технологическим ресурсам;
- повышение рентабельности;
- увеличение объема продаж;
- облегчение формирования новых активов;
- гибкость, адаптивность к изменениям на рынке;
- активное внедрение инноваций;
- привлечение дополнительных инвестиций;
- улучшение инфраструктуры отделов и т.д.
К недостаткам данного вида предприятий относят:
- проблемы управления сложной структурой;
- затруднения в координации между разными отраслями подразделений;
- разный уровень экспертизы в отделениях;
- сложный финансовый анализ;
- неравномерное распределение средств между подразделениями.
Способы образования конгломератов
Конгломераты образуются способами слияния, поглощения, органического роста, создания семейного бизнеса и пр. Технологии отличаются числом объединенных компаний, способами взаимодействия между подразделениями, методами управления и пр.
Поглощения и слияния
Холдинг образуют с помощью слияния 2 и более компаний либо поглощения мелких фирм крупным предприятием. Приобретения, присоединения подразделений часто выполняют на протяжении нескольких лет.
Это позволяет предприятиям диверсифицировать свой бизнес-портфель, выйти на новые отрасли, повысить прибыли, внедрять больше инновационных решений.
Органический рост
Конгломераты также формируются за счет органического роста предприятия. В данном случае компания последовательно расширяется и диверсифицирует портфель подразделений.
Органического роста можно достичь с помощью регулярных исследований, сбора статистических данных и их анализа, внедрения инновационных разработок, стратегического партнерства, выхода на новые рынки и пр.
Семейный бизнес
Конгломераты также образуются при расширении семейных предприятий в новых отраслях, выходе на другие рынки сбыта. Семейные фирмы часто имеют прочную финансовую основу и сырьевые ресурсы.
Это позволяет им без высоких рисков расширяться, диверсифицироваться. Формирование крупных холдингов не всегда простой процесс: он требует привлечения дополнительных ресурсов, времени на реорганизацию подразделений.
Спин-офф
Конгломерат может быть сформирован в т.ч. путем выделения подразделений, бизнес-единиц из более крупного предприятия. Так небольшие компании самостоятельно наращивают мощь, повышая численность штата, эффективность работы, используя возможности роста при выходе на новые рынки.
Телекоммуникационное подразделение холдинга можно выделить в отдельную компанию, которая будет предлагать специализированные услуги (подписку на интернет, подключение к телевидению и пр.). Расширение в новой сфере позволяет повысить прибыльность головного предприятия, привлечь партнеров.
Состояние конгломератов в наше время
В современный период в экономике отмечается снижение прибыльности конгломератов.
Основные причины этого (по мнению экспертов):
- Чрезмерная диверсификация, которая постепенно приводит к снижению конкурентоспособности услуг, товаров, выпускаемых поглощаемыми фирмами. В некоторых случаях отмечается снижение качества продукции и ее спроса на рынке.
- Стремление фирм, входящих в конгломерат, усилить кооперационные связи при слабой технической оснащенности. В итоге каждая компания удерживает высокую трансфертную цену. Продукция на выходе становится дорогостоящей и неконкурентоспособной.
- Претензии к подразделениям холдинга. Сложности коммуникации требуется рассматривать в головной компании, т.к. они замедляют темпы роста, внедрение инноваций.
- Снижение (в результате объединения) мотивации персонала фирм, включенных в конгломерат. Это связано с меньшей инициативой, внедрением единых стандартов. Мотивация специалистов является важным критерием для стабильного роста и развития концернов.
- Жизнеспособность холдингов, часто связанная с квалификацией и профессионализмом высшего управленческого звена. При отсутствии в аппарате квалифицированных сотрудников, объединении предприятие теряет прибыльность, эффективность работы сотрудников снижается.
Монополии в современный период имеют шансы на развитие при:
- конкурентоспособной команде топ-менеджеров;
- внедрении инноваций;
- реализации инициатив сотрудников;
- выстраивании коммуникации между подразделениями;
- выпуске популярной на рынке продукции;
- повышении технической оснащенности подразделений;
- предоставлении качественных услуг.
Конгломераты в геологии
В геологии конгломератом (от лат conglomeratus – «скопившийся», «собранный») называется одна из форм полиминеральных пород.
Образцы состоят из следующих компонентов:
- окатанных камней диаметром 1–15 см;
- связующих веществ (природного цемента, химических соединений минералов с водородом, углеродом, кислородом);
- горных пород мелких фракций до 1 см в диаметре (песка, ила, глины).
Грубообломочная осадочная горная порода (из валунов, галек) и матрица из мелкозернистых отложений часто сцементированы карбонатом кальция, кремнеземом, оксидом железа или затвердевшей глиной.
Смеси формируются в результате уплотнения и литификации гравия.
Их находят в толщах осадочных отложений разных периодов. Порода сцементированная, со временем изменяет свою структуру, пропорции компонентов.
Виды конгломератов как горных пород
Конгломераты отличаются составом и могут быть многокомпонентными (полимиктовыми) и однородными (мономиктовыми).
Породы можно классифицировать по:
- составу обломков;
- пропорциям гравия и мелкозернистых отложений;
- месту формирования (глубоководные морские, речные) и т.д.
Глубоководный морской
Это осадочные образования на дне древних и современных морей и океанов.
В их составе присутствуют:
- обломочные частицы породы;
- осадки (биогенные вещества);
- микроскопические кремнистые или известковые раковины моллюсков, зоопланктон;
- растительные органические осадки;
- химические вещества в виде кристаллов;
- следы метеоритной пыли;
- вулканический пепел и т.д.
В зависимости от состава отложения подразделяют на известково-глинистые, глинистые, вулканические, кремнисто-глинистые илы.
Мелководье
Мелководные отложения присутствуют в толщах, сформировавшихся во время морских трансгрессий. Они находятся на береговой линии и являются диахронными. В их составе есть тиллитовые отложения, мелкозернистые части горных пород, неолитические компоненты.
Речной
Конгломераты, отложенные в речных средах, часто хорошо округлены и плохо отсортированы. Обломки встречаются в виде подстилающего слоя и переносятся только при большой скорости водного потока, изменении температурных режимов.
В процессе обломки истираются, уменьшаются. Мелкие отложения более характерны для незрелых речных систем. В крупных реках сформированы галечные отложения.
Аллювиальный
Аллювиальные отложения образуются в районах с высоким рельефом. Их структура часто крупнозернистая. Основная масса образована обломками с сильной вкрапленностью. В пустынях такие отложения накапливаются и образуют горную породу фангломерат.
Ледниковый
Ледники содержат много крупнозернистого материала. Породы долго сохраняются при пониженных температурах. Многие ледниковые отложения являются конгломератными.
Их компоненты плохо отсортированы, имеют матричную основу, которая часто мелкозернистая, состоит из тонко измельченных фрагментов каменных пород и других веществ.
Искусственные конгломераты
Конгломераты искусственные – это обширная группа, объединяющая бетоны с разным химическим составом, керамические и другие материалы. Они часто имеют ячеистую мелкопористую структуру.
Искусственные отложения застывают при невысоких температурах либо при остывании огненно-жидких расплавов и являются обжиговыми материалами.
В безобжиговых составах в качестве связующих веществ применяют гипс, известь, портландцемент и пр. В смесях обжигового типа есть расплавы шлаковые, керамические, стекломассовые и мн.др.
Медицинское понятие конгломерата
В медицине конгломерат – это соединение клеток, тканей в единое целое. Это могут быть патологические состояния (увеличенные лимфатические узлы, опухоли). Термин используется в т.ч. для обозначения соединения большого количества спаек после хирургической операции в плотную структуру.